Главная · Лайфхаки · Разборка батареи ноутбука lenovo. Восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно. Алгоритм разборки аккумулятора на ноутбуке

Разборка батареи ноутбука lenovo. Восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно. Алгоритм разборки аккумулятора на ноутбуке

Что такое аккумулятор?

Прежде чем брать в руки колющие и режущие предметы, стоит узнать, с чем придется иметь дело: аккумуляторная батарея – моноблок, включающий в себя несколько отдельных элементов, подключенных последовательно и параллельно.

Со временем емкость батареи снижается. Это связано с химическими реакциями, проходящими внутри элементов (банок) – там-то жизнь кипит! Даже если аккумулятор не подключен к устройству, процессы не останавливаются.

Именно по этой причине следует обращать внимание на дату производства батареи (совсем как при покупке скоропортящихся продуктов).

Хотя в случае с аккумуляторами срок их пригодности измеряется не днями и неделями, а годами. В год батарея теряет до 10% емкости. Но старение каждого отдельного элемента протекает неодинаково. Резонно предположить, что операция «Вскрытие» осуществляется именно из-за этих элементов.

Почему «летят» элементы?

Это случается по нескольким причинам:

  • Перегрев, вследствие чего сработал предохранитель;
  • Ускоренный износ отдельных элементов;
  • Ошибка контроллера, который «не видит» часть банок;

Достаточно завестись одной «паршивой овце» в наборе элементов, как общая эффективность аккумулятора падает. Но в чем их ценность, если аккумулятор умер?

Ну, насколько умер/не умер – вскрытие покажет. Вдруг его еще можно вернуть к жизни? Одним словом, прочь все терзания и – за дело!

«… скальпель… ножницы… тампон!»

Это шутка, конечно. Хирургические инструменты не пригодятся, а вот монтажный нож – в самый раз. Не все аккумуляторы разборные, точнее сказать – в основном неразборные. Этот случай и рассмотрим.

Вскрытие

Корпус моноблока батареи состоит из двух половинок, соединенных в заводских условиях методом горячей запрессовки. Резать нужно по стыку. Для удобства можно нагреть кончик лезвия и он пойдет как по маслу. Глубина проникновения не должна превышать 1.5-2 мм, чтобы ненароком не повредить элементы. Поэтому лучше не торопиться.

Чуть терпения, и вы будете вознаграждены – ларчик откроется как устричная раковина, и вашему взору предстанет «33 богатыря» в пленке, лежащие в строгом порядке. На самом деле, элементов будет меньше – от 6 банок цилиндрической формы.

Проверяем элементы

Если средняя температура по больнице известна, т.е. вы точно знаете, что батарея умерла, то теперь нужно выяснить самочувствие каждого больного – работоспособность каждого элемента аккумулятора. Для этого вам потребуется мультиметр. Как пользоваться им, объяснять не буду: раз уж вы пустились во все тяжкие, то подобные вещи должны быть вам известны.

Сперва следует снять замеры в обход контроллера: если показания будут равняться или превышать 3.7, умноженное на количество банок, то дело в контроллере. Кстати, чтобы не забыть: прежде, чем вскрывать аккумулятор своего лэптопа, убедитесь, что у вас порядок с блоком питания. Если что, вот где можно подобрать адаптер для большинства моделей ноутов.

Контроллер отвечает за процесс зарядки и разрядки, не допуская перегрузок. Если с элементами порядок,а в целом батарея «не держит», то дело в контроллере – он просто «не видит» элементов.

В этом случае есть вариант перепрошивки контроллера (если нет механических повреждений, конечно). Но для этого понадобится спецоборудование. В «домашних» условиях эту операцию не осуществить. Но зато можно порадоваться, что банки целы. Ниже я расскажу, что с ними можно сделать.

В случаях, когда контроллер в порядке, при «прозвоне» каждого элемента по отдельности, выявляются годные банки, а негодные – выбрасываются.

А что если заменить все банки и восстановить аккумулятор?

Хорошая идея – заменить нерабочие банки на новые и вернуть аккумулятор к жизни. Но! – показатели новых элементов должны быть идентичны. Как этого добиться, если у старых есть износ? Только с помощью спецоборудования. Или заменить все банки.

Замена банок – процедура кропотливая, требующая квалификации. Не всегда возможно качественно спаять элементы, а для точечной сварки требуется оборудование. Еще не исключено, что потребуется перепрошивка контроллера под новые элементы.

Но сейчас, как и обещал, я вам расскажу про полезные мелочи, которые можно сделать из отработанных банок.

Практическая польза от вскрытия аккумулятора

Раз уж вы проделали такую работу, то нужно извлечь практическую пользу от этого. Ведь не для журнала «Хочу все знать» вы это делали?

Каждый элемент (банка) в аккумуляторе лэптопа – это литиевая батарея. Их емкости не хватает, чтобы «тянуть» ноут. Но каждый элемент в отдельности, даже при наличии износа, вполне справляется с маломощным оборудованием. Например:

  • Фонарик или светильник для туризма и рыбалки;
  • Автономный фонарик на дачу или в подъезд;
  • Фара на велосипед.

И много-много полезных «фишек». Можно даже устроить конкурс идей по применению отработанных аккумуляторов. Осталось только выбрать жюри.

С течением времени аккумулятор лэптопа утрачивает первоначальную ёмкость, что сказывается на продолжительности автономной работы устройства. Если ваш ноутбук функционирует от полного заряда около часа или вовсе перестал включаться без подключенного адаптера питания, не спешите приобретать новую батарею, в некоторых случая возможно произвести восстановление аккумулятора ноутбука самостоятельно.

Калибровка батареи с помощью специальной утилиты

Если аккумулятор начал разряжаться слишком быстро, первым делом попробуйте сделать его калибровку. Самый надёжный способ – это использовать специальную утилиту, которая в зависимости от производителя называется по-разному. Например, для ноутбуков Lenovo – это Energy Management, для фирмы Aser – Aser Care Center. Смысл состоит в том, что необходимо через утилиту запустить режим, который сначала полностью разрядит батарею, а затем её полностью зарядит. Во время калибровки нельзя отключать адаптер питания, прекращать подачу электричества, а также пользоваться ноутбуком. Процесс может занять от 2 до 10 часов. В некоторых случаях калибровка помогает вернуть былую автономность устройства.

Восстановление батареи ноутбука – вскрываем аккумулятор

Если калибровка не дала желанных результатов или, как описывалось ранее, лэптоп не работает от аккумулятора, пока не произойдёт подключение адаптера питания, пора приступать к ремонту батареи.

Необходимые инструменты:

  • макетный нож;
  • мультиметр;
  • паяльник с мощностью, не превышающей значение 40 Вт;
  • несколько автомобильных лампочек мощностью 21 Вт;
  • цианакрилатный клей.

Так как батареи ноутбуков делают неразборными, придётся воспользоваться макетным ножом или иным острым предметом, чтобы вскрыть её корпус. Найдите шов на аккумуляторе и аккуратно разрежьте его. Делайте это осторожно, чтобы не повредить внутренние компоненты.

Прежде чем приступить к дальнейшим действиям, обязательно определите вид вашего аккумулятора, так как это повлияет на процесс восстановления. Если ноутбук новый, то, скорее всего, у вас литий-ионная (Li-ion) батарея, а если лэптоп старше 3-4 лет – возможно, никель-металлгидридная (NiMH).

Восстановление никель-металлгидридного аккумулятора

Инструкция:

  1. сосчитайте количество элементов питания внутри корпуса батареи;
  2. умножьте полученное значение на 1.2, чтобы установить номинальное напряжение аккумулятора;
  3. к крайним выводам последовательно соединённых элементов питания припаяйте автомобильные лампочки;
  4. на мультиметре установите предел измерения 20 В и проверьте напряжение на лампочках – если оно равно номинальному, переходите к шестому пункту (в случае, когда напряжение аккумулятора соответствует номинальному, но лэптоп при этом не включается, это указывает на проблему с контроллером);
  5. если напряжение меньше номинального, установите на мультиметре предел измерений 2000 мВ, а затем проверьте напряжение на отдельных элементах, делая отметки, например, маркером, на тех, напряжение которых менее 1.1 В (в случае обнаружения таковых придётся заменить все элементы);
  6. присоедините к каждому элементу батареи лампочку с припаянными проводами и оставьте её примерно на 10 часов, чтобы она полностью разрядилась;
  7. затем посредством блока питания лэптопа и лампочки, подключенной последовательно к элементам батареи, поднимите напряжение каждого элемента до 1.1 В, после этого полностью зарядите аккумулятор;
  8. повторите цикл полной разрядки и зарядки ещё два раза;
  9. склейте корпус и проверьте работоспособность батареи, подключив её к ноутбуку.

Если описанный метод не принёс результатов, придётся менять сразу все элементы питания. Отлично подойдут никель-металлгидридные батареи от фирмы Sanyo ёмкостью 2100 мАч. При замене не пользуйтесь паяльником для соединения элементов питания в цепочку. Вместо этого, сделайте контактные держатели и припаяйте к ним соединяющие провода.

Восстановление литий-ионного аккумулятора

Данные батареи опасны, поэтому будьте предельно осторожны при ремонте. Перед началом обязательно убедитесь, что батарея полностью разряжена.

Инструкция по ремонту:

  1. определите номинальное напряжение батареи, сосчитав количество элементов питания и умножив полученное значение на 3.7;
  2. припаяйте лампочки к крайним выходам последовательно соединённых элементов;
  3. проверьте напряжение – если оно соответствует номинальному, то переходите к пятому пункту (учтите, если ноутбук при этом не работает от батареи, скорее всего, вышел из строя контроллер);
  4. если напряжение меньше номинального, необходимо в первую очередь отпаять контроллер, а затем и все элементы друг от друга и проверить напряжение каждого по отдельности, при этом все элементы с напряжением существенно меньше 3.7 В следует заменить на новые;
  5. с помощью лампочки разрядите все элементы питания до значения 3.2 В;
  6. затем склейте корпус аккумулятора, вставьте его в ноутбук и осуществите процесс полной зарядки.

Ещё одна проблема, возникающая с литий-ионными и литий-полимерными аккумуляторами, если они не использовались в течение долгого времени – это снижение напряжения до уровня ниже порога, при котором срабатывает защитный контроллер. В этом случае аккумулятор не заряжается, а на его контактах напряжение равняется нулю. Для решения проблемы необходимо подвести к последовательной цепочке элементов батареи через лампочку мощностью 5 Вт источник питания лэптопа и зарядить аккумулятор до напряжения 3.4 В на один элемент.

Нашего полку прибыло - в моей коллекции появился очень интересный экземпляр - Micron TransPort XKE 1995 года, очень харизматичный и интересный ноутбук надо сказать, но у него была проблема - абсолютно мертвый аккумулятор. Все мои попытки его «раскачать» не увенчались успехом, и было принято решение его разобрать и попробовать отремонтировать. Сказано - сделано, аккум разобран, и перед моим взором предстала удручающая картина:

Что же было дальше? (осторожно - траффик)



Банки потекли, замеры напряжения показали, что две трети банок мертво.
По ходу дела пришлось решить головоломку, и составить принципиальную схему соединения банок аккумулятора (привожу фото специального черновика, который всегда лежит под клавиатурой для срочных записей):

Cхема была упрощена и стало ясно, что батарея состоит из 3х последовательно соединенных блоков по 4 элемента каждый:


Но где наша не пропадала! Мой взгляд упал на аккумулятор от ThinkPad t60 с мертвым контроллером и вполне себе живыми элементами, вскрытие показало, что там находятся те же 3 блока банок, но только по 3 элемента каждая, вольтаж был аналогичным, емкость у IBMовского аккума была больше, чтож - хуже не будет. Элементы были разобраны и спаяны заново в том виде, который поместился бы в корпус от аккумулятора.


Внимание! Работать с банками нужно предельно аккуратно, чтобы не устроить кз и не перегреть банку.


Пробное тестирование показало, что ноутбук от данной конструкции заводится. Радости не было предела, но именно здесь меня и поджидала первая неприятность, банки от ThinkPad были немного толще и длиннее родных, потому пришлось переработать расположение элементов в корпусе и обработать напильником сам корпус, и с горем пополам банки встали на свои места:


Все было аккуратно спаяно, проверка аккума показала, что банки работают.


Но когда было решено запаковывать аккум обратно, проблема габаритов банок снова всплыла - крышка закрывалась только под нагрузкой, и потому для склейки суперклеем был сделан такой вот кокон, и оставлен на несколько часов (пожалуй опущу рассказ о часовых плясках вокруг аккума с напильником, матюками и изолентой. важен факт, что крышка закрылась):

Далее швы были зачищены шкуркой, и в итоге я получил монолитную конструкцию с весьма неплохими для первого кома блина швами склейки:

Аккумулятор встал на свое место как влитой, пробный запуск прошел успешно. Практика показала, что время жизни от восстановленного аккума около 4х часов (подробнее протестирую при обзоре самого ноутбука в следующий раз)

Кстати банки под свой вольтаж, емкость, размер и цвет можно купить и новые. цена выйдет все равно дешевле нового аккумулятора.

И еще раз повторюсь - при данных работах обязательно нужно соблюдать осторожность и тб, а так-же внимательно изучить параметры банок и схему соединения, дабы не накосячить и не спалить контроллер.

И под конец отдельное спасибо , благодаря которому этот зверь сейчас живет у меня (общее фото не выкладываю нарочно, дабы оставить материал для последующего подробного и интересного обзора данного девайса).

Только в случае если предполагается, что плата контроллера исправна имеет смысл ремонтировать аккумулятор ноутбука своими руками. Если контроллер не исправен или уже заблокировался, то для ремонта такой батареи потребуется программирование контроллера, а такое дешевле делать в специализированной мастерской так как программированием одного аккумулятора вы не окупите стоимость программатора и программы.
Понятно, что сначала нужно извлечь аккумуляторную батарею из ноутбука. Далее нужно разделить пластиковый корпус на две половинки и аккуратно извлечь батарею элементов с платой контроллера. Для меня этот этап был самым сложным и требовал нетривиальных решений. Я пользовался следующими методами:

  • Похрустеть аккумулятором – покрутить в руках перекашивая по диагонали то в одну сторону, то в другую. Это действие может помочь расклеиться половинкам корпуса.
  • Вставляя пластиковую карточку (медиатор или пластиковую лопатку) между половинками корпуса пытаться раздвинуть их. Главное найти место, где можно втиснуть карточку в щель, а затем идти по контору все дальше и дальше.
  • В углах корпуса может не хватать жесткости карточки и тогда можно применить плоскую отвертку, главное, разделяя половинки действовать аккуратно ибо если отвертка соскочит, то можно повредить руку, плату контроллера или элемент аккумулятора.

Как я уже писал, разборка аккумулятора ноутбука зачастую нетривиальная и может потребовать опыта и смекалки. Например, я перед тем начать самому практиковаться посмотрел на youtube несколько роликов с разборкой различных аккумуляторов ноутбуков. Чем более аккуратно получиться разобрать аккумулятор тем легче потом его будет собрать обратно.

Второй шаг более простой, но требует внимательности: нужно определить схему соединения элементов аккумуляторной батареи и подключения к плате контроллера. Лучше всего сделать фото сборки и нарисовать электрическую схему соединения проставить полярность подключения элементов.
В случае аккумулятора Toshiba схема объединения элементов обозначается как 2P3S, то есть по два элемента в параллель и три таких блока последовательно.
Далее с помощью вольтметра подтверждаем нашу схему. Сначала нужно определить общую точку, обычно на плате контроллера она обозначается как 0V или GND, относительно неё измеряем остальные напряжения в точках подключения сборки к плате контроллера и записываем показания на схеме. На всех точках относительно нуля должны получатся положительные напряжения если это не так, то скорее всего возникла ошибка в выборе общего провода. И надо найти точку с самым низким потенциалом. Далее проверяем последовательный прирост напряжения на каждом последовательно включенном блоке элементов. Этот прирост должен быть положительным.

Уже на данном этапе по напряжениям на элементах можно делать какие-то предположения о состоянии элементов, например дисбаланс напряжений на блоках элементов.
На следующем фото можно увидеть два термодатчика приклеенные скотчем на элементы.


Внимание!!! пока плата контроллера подключена к элементам элементы нельзя заряжать или разряжать внешними источниками, можно только измерять напряжение. Своими опытами с контроллером вы можете его заблокировать или вообще вывести из строя.
Внимание!!! отключать контроллер от сборки элементов нужно строго определенным образом, иначе он заблокируется. Первым нужно отпаивать провод (или шину) который имеет наибольшее напряжение, то есть положительный контакт самого крайнего от нуля аккумуляторного элемента. Затем провод с максимальным напряжением из оставшихся и так повторить до последнего провода.

Теперь можно убрать контроллер и схему подальше, чтобы не повредить и не потерять его.
А вот элементы батареи можно теперь и помучить, чтобы лучше понять что же случилось с аккумулятором.